СПЕЦОДЕЖДА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД
« Назад 30.07.2001 19:17 Еще памятны те времена, когда спецодежда российского населения представляла собой в основном телогрейки и синие сатиновые рабочие халаты, производителями которых было преимущественно население мест не столь отдаленных. Теперь все изменилось. Рабочая одежда сегодня - это функциональные, удобные вещи, над которыми усердно потрудились дизайнеры. А фирмы, которым удалось занять место на рынке спецодежды, чувствуют себя, пожалуй, поувереннее производителей конфекции: если нашел заказчика - крепкую компанию - можно жить - не тужить. Весь вопрос в том, как его, собственно, занять, это место на рынке. Об этом и о многом другом состоялась беседа корреспондента «Ателье» с председателем Гильдии предприятий профессиональной одежды, спецобуви и средств защиты, а также директором фирмы «Формика» Ильей Хандриковым, генеральным директором фирмы «Элитекс» Александром Зубаревым и его замом Анатолием Пашковецким, а также со Светланой Ануровой, начальником отдела, и Вениковым Антоном, ведущим специалистом фирмы «Моготекс Комплект Центр». Безусловно, самой старой из этих фирм является «Формика», выросшая из кооператива, созданного еще в 1988 году. Название сложилось из созвучия понятия «форма» и латинского обозначения муравья «formica», а основной идеей, тесно сочетавшейся с новой идеологией, стал пошив одежды свободными людьми для свободных людей. Рабочая одежда в советское время в основном производилась в колониях, она и до сих пор там производится, но директор «Формики» Илья Хандриков не устает убедительно говорить о том, что даже в ульях, сделанных на зоне, пчелы не живут. Создание фирмы было по¬пыткой изменить ситуацию и сориентировать потребителя на качественную современную одежду, которую шьют на Западе, в частности, в Финляндии. Полгода сотрудники не получали зарплаты, все заработанные деньги шли на развитие бизнеса. Купили первый оверлок, арендовали помещение, наняли про¬фессионального закройщика — так стартовала фирма, которая по прошествии нескольких лет стала выполнять заказы по из¬готовлению спецодежды тысячными тиражами. Теперь здесь работают 150 человек, фирма стала генеральным подрядчиком British Petroleum и McDonald's, а каждый из сотрудников может гордо произнести девиз: «В нашей одежде лучшие фирмы России, присоединяйтесь!»
По сравнению с двумя предыдущими фирма «Элитекс» совсем юная, ей чуть больше года, но вряд ли она могла бы рас¬считывать на успех, если бы ее создатели не были людьми знающими. Генеральный директор фирмы Александр Зубарев 10 лет проработал в швейном бизнесе. В 1999 году купил в Талдоме под Москвой участок земли с двухэтажным зданием и после реконструкции создал в нем швейное производство, оснащенное самым современным оборудованием. Заместитель генерального директора «Элитекса» Анатолий Пашковецкий — потомственный швейник и работает в этой отрасли уже 28 лет, из них 15 занимается спецодеждой. Так что, несмотря на молодой возраст, фирма никак не может пожаловаться на неопытность. «Элитекс» ориентируется на тот ассортимент одежды для нефтегазовой промышленности, которого нет на нашем рынке и который компании отрасли вынуждены приобретать за границей. Сейчас на фирме работает около 85 человек. Заказы есть на три месяца вперед, но, чтобы не заставлять клиента ждать, «Элитекс» ведет поиск партнеров по выполнению заказов на стороне, поставляет им модели, лекала, сырье и осуществляет контроль качества. Потребитель рабочей одежды в последние годы очень изменился. На «Формике» отмечают, что кризис научил серьезно учитывать интересы покупателя с низкими доходами. Поэтому специалисты «Формики» продолжают работать на компании, которые используют смешанную форму одежды, т.е. для малоквалифицированных рабочих заказывают дешевую одежду, а для инженерно-технического состава — одежду высокого качества. Сотрудники «Моготекс Комплект Центра» объясняют, почему дешевой спецодежды не бывает: ведь это эстетика, имидж, корпоративный стиль и безопасность труда. Спецодежда несет на себе множество функций. За те шесть лет, которые «Моготекс Комплект Центр» работает в этом секторе, уровень заказчика вырос. Сейчас многие фирмы, которые прежде покупали готовую продукцию, делают индивидуальные заказы, работают над корпоративным стилем. Задачи, которые ставит перед собой и выполняет «Моготекс Комплект Центр», сравнимы с задачами большой швейной фабрики и дома моделей одновременно. Специализация «Элитекса» — дорогая высококачественная одежда — заставила фирму обратить серьезное внимание на регионы. Крупные промышленные гиганты располагаются далеко от Москвы, хозяева этих предприятий ценят здоровье и комфорт своих сотрудников. В «Элитекс» обращаются из Тюмени, Пятигорска, Ижевска и других городов. Поиск клиента — весьма серьезная проблема для фирмы, производящей рабочую одежду. Поскольку заказчик тут, как правило, крупный, за него ведется настоящая борьба. Сейчас многие предприятия перешли на тендерный метод подбора поставщиков спецодежды и принимают решение, получив предложение от нескольких фирм, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Все наши собеседники уделяют большое внимание участию в выставках. Фирма «Формика» и ее руководитель стоят у истоков создания ежегодной московской выставки «Телогрейка», которая в этом году прошла с очевидным успехом! Не забывают они и о мероприятиях, проходящих за рубежом, поэтому в мае этого года участвовали в выставке в Бирмингеме. Фирма «Моготекс Комплект Центр» тоже участвовала в «Телогрейке», осталась довольна результатами, ведь выставка — это возможность встреч, обмена информацией с партнерами и заказчиками, возможность продемонстрировать свои успехи. «Элитекс» не успела принять участие в «Телогрейке», зато решила сразу выставиться в Дюссельдорфе и, похоже, вовсе не прогадала. Возникли серьезные предложения и солидные клиенты, сотрудники фирмы утверждают, что на зарубежной выставке проще выйти на крупных российских заказчиков. Наши собеседники совершенно по-разному относятся к рекламированию собственной продукции: одни считают, что хороший результат поиска клиентов дают выставки, другие уделяют внимание печатному слову, третьи видят залог успеха в Интернете. Достижения у каждой из фирм свои, проблемы же, как выяснилось, у всех одинаковые. Гильдия предприятий профессиональной одежды призвана помочь им решить эти проблемы, но даже председатель гильдии Илья Хандриков признает, что у предприятий этой отрасли только 20 процентов проблем — внутренние, остальные 80 — внешние. В благополучном, работающем только с импортной тканью «Элитексе» объяснили, почему у отечественных текстильщиков нет стимула производить хорошую ткань: согласно ГОСТу спецодежда должна списываться каждый год. Если увеличить срок носки одежды, текстильщики будут вынуждены производить более качественную ткань. Да и для заказчиков спецодежды такой поворот событий отозвался бы солидной экономией: знающие люди отмечают, что если бы зарубежные фирмы закупали одежду на год, то не миновали бы разорения. Еще одна проблема: нет учебных заведений, в которых готовили бы конструкторов рабочей одежды. Понятно: раньше они особым спросом не пользовались, но сейчас — это очень дефицитная и престижная специальность, учитывая уровень оплаты труда на предприятиях по производству спецодежды. Словом, незаметно выросшая и окрепшая за последние не¬сколько лет своего рода подотрасль легкой промышленности заслуживает того, чтобы на нее обратили внимание. Галина ИСТОМИНА Журнал для тех, кто создает одежду «АТЕЛЬЕ», июль, 2001 КомментарииКомментариев пока нет |